АНО ДО "Планета детства "Лада" детский сад № 67 "Радость" г.Тольятти
Роль семьи в развитии одаренного ребенка дошкольного возрастаАНО ДО «Планета детства «Лада» д/с № 67 «Радость» г.Тольятти Шрайнер Галина Викторовна, воспитатель «Нужны лишь естественные импульсы доброжелательности, нужны « всего-навсего» извечное мастерство и мудрость царя Соломона, и тогда можно вырастить счастливого, здорового и творческого человека. Не обладая ни мудростью царя Соломона, ни даже навыками подмастерья, многие родители вынуждены довольствоваться своими природными способностями и своим здравым смыслом». П. Вайнцваг.
Много лет назад о детской одаренности чаще всего говорилось в связи с выдающимися успехами ребенка в какой – нибудь определенной среде – в музыке, спорте, балете. Сейчас уже никого не смущают слова об интеллектуальной и творческой одаренности. Родители бывают озадачены грузом ответственности за воспитание одаренного ребенка. Озабоченность их обоснована тем, что они в течении многих лет будут играть главную роль в сбалансированном интеллектуальном и социальном развитии ребенка. Озабоченность должна быть источником радости и вдохновения для решения такой сложной проблемы, а не боязни потерпеть неудачу. Федеральный Закон об образовании устанавливают положение, предусматривающее решение программных образовательных задач не только в рамках образовательной деятельности, но и в совместной деятельности взрослого и детей, самостоятельной деятельности детей, при проведении режимных моментов. Содержание дошкольного образования, по мнению многих исследователей, является одним из педагогических условий повышения эффективности развития эмоционально-интеллектуальной сферы личности ребенка. Анализ практики дошкольных учреждений показывает, что значительное увеличение объема познавательного материала привело к тому, что, с одной стороны, воспитателям дошкольных учреждений необходимо обеспечить определенный (достаточно высокий) уровень развития и воспитанности детей, требуемый современными программами, с другой, традиционные одновидовые занятия отражают всего один какой-либо раздел программы, а увеличение количества занятий невозможно в силу гигиенических и педагогических требований. Определяя приоритеты своей работы с дошкольниками, мы стремились выбрать наиболее эффективное направление в развитии личности ребенка в соответствии с рекомендациями ФГОС к реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Как обеспечить оптимальные условия для полного развития ребенка? А все ли мы делаем так, как надо? Родителям следует прежде всего обратить внимание на интересы и увлечения самого ребенка. Стоит также проследить, чем вообще предпочитают заниматься дети этого возраста. Дошкольник способен освоить и чтение, и письмо, и арифметику, но это не означает, что родители должны немедленно окружить его пособиями и учебниками. Побуждайте ребенка заниматься и участвуйте сами я. если возможно в чем – то, что способно расширить опыт во всех сенсорных и кинестетических измерениях. Это не только весело и интересно, но и закладывает более надежный фундамент для будущих учебных занятий. Специальные виды одаренности к рисованию, музыке, лепке, пению – встречаются в дошкольном возрасте чаще, чем общая одаренность. Психика ребенка восприимчива практически ко всем видам обучения. Их способности легко развиваются в ходе занятий. Педагоги, работающие с дошкольниками, обязательно отмечают таких детей, при необходимости уделяют им больше внимания. В течение нескольких лет на базе дошкольной образовательной организации детский сад №67 «Радость» проходил апробацию и внедрение методический материал по работе с одаренными детьми совместно с семьями воспитанников. Одно из направлений работы - подготовка детей подготовительных к школе групп к участию в олимпиадах разной направленности (литературные, экологические, математические) между детскими садами городского округа Тольятти: Представляем этапы опыта работы по подготовке одаренных детей 6-7 лет к экологическим олимпиадам. 1 этап – подготовительный: - изучение положения об экологических олимпиадах; - изучение и подбор необходимой методической литературы, материала; - выбор методов и приемов работы с детьми, с семьями воспитанников. 2 этап – методический: - разработка дидактических игр, упражнений для работы в детском саду и в домашних условиях; - разработка конспектов занятий, сценариев развлечений, викторин для совместной деятельности с семьями воспитанников и т.д.; - изготовление необходимого наглядного материала. 3 этап – практический: - расширение кругозора детей по экологии в детском саду и в домашних условиях; - обогащение практического опыта детей при проведении опытно-экспериментальной деятельности в детском саду и в домашних условиях; - развитие умения применять имеющиеся знания и умения по экологии в ходе взаимодействия с другими детьми в рамках олимпиад. Практическая деятельность с детьми осуществлялась через следующие методы и формы работы: Методы работы: Наглядные: - наблюдения за растениями, животными, насекомыми и др.; - рассматривание иллюстративного материала (картинок, иллюстраций, рисунков); - просмотр диафильмов и видеофильмов о природе. Словесные: - рассказы, беседы о свойствах растительного и животного мира; - чтение художественной литературы, изучение энциклопедий; - решение проблемных ситуаций; - разучивание стихотворений, пословиц и поговорок. Практические: - проведение опытов и экспериментов; - моделирование причинно-следственных связей и отношений между растительным и животным миром и др.; - дидактические игры и упражнения (например, «Живая природа», «Парочки», Земля и ее жители», «Где моя мама?», «Ребятам о зверятах» и др.); - метод проектов. Формы работы: Традиционные: занятия, экскурсии. Нетрадиционные: музыкально-литературные встречи, КВН, викторины, конкурсы, выставки. Таким образом, следует помнить, что ребенок – чистая доска, его можно научить всему, но необходимо придерживаться правила: не надо стремиться к умственной акселерации, надо как можно активнее обогащать те стороны развития, к которым этот возраст наиболее восприимчив, привлекая родителей воспитанников.
Используемая литература: 1. «Дошкольное воспитание». Ежемесячный журнал Министерства народного образования РСФСР. Издательство «Просвещение»,1989г.№1, с. 47. 2. Корнеева Е.Н. «Эти загадочные малыши»/-Ярославль: «Академия развития», 1999.-224с. 3. «Популярная психология для родителей»/Под ред. А.А. Бадалева.-М.: Педагогика, 2010.-256 с. 4. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». 15 октября 2014 в 15:03
Прикреплённые файлы:Документ: Роль семьи в развитии одаренного ребенка дошкольного возраста Описание файла:Файл называется: rol-semi-s-vrazviti-odarenogo-rebenka_1ofp6.docx Это официальный файл организации «АНО ДО "Планета детства "Лада" детский сад № 67 "Радость" г.Тольятти», в нём содержится Роль семьи в развитии одаренного ребенка дошкольного возраста. Размер файла: 0,02 Мегабайт. Скачать файл |
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.