АНО ДО "Планета детства "Лада" детский сад № 67 "Радость" г.Тольятти

Роль семьи в развитии одаренного ребенка дошкольного возраста

 АНО ДО «Планета детства «Лада» д/с № 67 «Радость»

г.Тольятти

Шрайнер Галина Викторовна,

воспитатель

«Нужны лишь естественные импульсы доброжелательности,

нужны « всего-навсего» извечное мастерство и мудрость

царя Соломона, и тогда можно вырастить счастливого,

здорового и творческого человека.

Не обладая  ни мудростью царя Соломона,

ни даже навыками  подмастерья,

многие родители вынуждены довольствоваться

своими природными

способностями и своим здравым смыслом». П.  Вайнцваг.

 

Много лет назад о детской одаренности чаще всего  говорилось в связи с выдающимися успехами ребенка в какой – нибудь определенной среде – в музыке, спорте, балете. Сейчас уже никого не смущают слова об интеллектуальной и творческой одаренности. Родители бывают  озадачены грузом ответственности за воспитание одаренного  ребенка. Озабоченность  их обоснована  тем, что они в течении многих лет будут играть главную роль в сбалансированном интеллектуальном и социальном развитии ребенка. Озабоченность должна быть источником  радости и вдохновения для решения такой сложной проблемы, а не боязни потерпеть неудачу.

 Федеральный Закон об образовании устанавливают положение, предусматривающее решение программных образовательных задач не только в рамках образовательной деятельности, но и в совместной деятельности взрослого и детей, самостоятельной деятельности детей, при проведении режимных моментов.

Содержание дошкольного образования, по мнению многих исследователей, является одним из педагогических условий повышения эффективности развития эмоционально-интеллектуальной сферы личности ребенка. Анализ практики дошкольных учреждений показывает, что значительное увеличение объема познавательного материала привело к тому, что, с одной стороны, воспитателям дошкольных учреждений необходимо обеспечить определенный (достаточно высокий) уровень развития и воспитанности детей, требуемый современными программами, с другой, традиционные одновидовые занятия отражают всего один какой-либо раздел программы, а увеличение количества занятий невозможно в силу гигиенических и педагогических требований.

Определяя приоритеты своей работы с дошкольниками, мы стремились выбрать наиболее эффективное направление в развитии личности ребенка в соответствии с рекомендациями ФГОС к реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Как обеспечить  оптимальные  условия  для полного развития ребенка? А  все ли мы делаем так, как надо?

Родителям следует  прежде  всего  обратить внимание  на интересы и увлечения  самого ребенка. Стоит  также проследить, чем  вообще предпочитают заниматься дети  этого возраста. Дошкольник  способен освоить  и чтение, и письмо, и арифметику, но это не означает,  что родители должны немедленно окружить его пособиями и учебниками. Побуждайте ребенка  заниматься и участвуйте сами я. если возможно в чем – то, что способно расширить опыт во всех сенсорных и кинестетических измерениях. Это не только весело и интересно, но и закладывает более надежный фундамент для будущих учебных занятий.

Специальные виды одаренности к рисованию, музыке, лепке, пению – встречаются в дошкольном возрасте  чаще, чем общая одаренность. Психика ребенка восприимчива практически ко всем видам обучения. Их способности легко развиваются  в ходе занятий. Педагоги, работающие с дошкольниками, обязательно отмечают  таких  детей, при  необходимости уделяют  им больше внимания.

В течение нескольких лет на базе дошкольной образовательной организации детский сад №67 «Радость» проходил апробацию и внедрение методический материал по работе с одаренными детьми совместно с семьями воспитанников. Одно из направлений работы - подготовка детей подготовительных к школе групп к участию в олимпиадах разной направленности (литературные, экологические, математические) между детскими садами городского округа Тольятти:

Представляем  этапы опыта работы по подготовке одаренных детей 6-7 лет к экологическим олимпиадам.

1 этап – подготовительный:

- изучение положения об экологических олимпиадах;

- изучение и подбор необходимой методической литературы, материала;

- выбор методов и приемов работы с детьми, с семьями воспитанников.

2 этап – методический:

- разработка дидактических игр, упражнений для работы в детском саду и в домашних условиях;

- разработка конспектов занятий, сценариев развлечений, викторин для совместной деятельности с семьями воспитанников и т.д.;

- изготовление необходимого наглядного материала.

3 этап – практический:

- расширение кругозора детей по экологии в детском саду и в домашних условиях;

- обогащение практического опыта детей при проведении опытно-экспериментальной деятельности в детском саду и в домашних условиях;

- развитие умения применять имеющиеся знания и умения по экологии в ходе взаимодействия с другими детьми в рамках олимпиад.

Практическая деятельность с детьми осуществлялась через следующие методы и формы работы:

Методы работы:

Наглядные:

- наблюдения за растениями, животными, насекомыми и др.;

- рассматривание иллюстративного материала (картинок, иллюстраций, рисунков);

- просмотр диафильмов и видеофильмов о природе.

Словесные:

- рассказы, беседы о свойствах растительного и животного мира;

- чтение художественной литературы, изучение энциклопедий;

- решение проблемных ситуаций;

- разучивание стихотворений, пословиц и поговорок.

Практические:

- проведение опытов и экспериментов;

- моделирование причинно-следственных связей и отношений между растительным и животным миром и др.;

- дидактические игры и упражнения (например, «Живая природа», «Парочки», Земля и ее жители», «Где моя мама?», «Ребятам о зверятах» и др.);

- метод проектов.

Формы работы:

Традиционные: занятия, экскурсии.

Нетрадиционные: музыкально-литературные встречи, КВН, викторины, конкурсы, выставки.

Таким образом, следует помнить, что ребенок – чистая доска, его можно научить всему, но необходимо придерживаться правила: не надо  стремиться к умственной акселерации, надо как можно активнее обогащать те стороны развития, к которым этот возраст  наиболее восприимчив, привлекая родителей воспитанников.

   

 

Используемая литература:

1. «Дошкольное воспитание». Ежемесячный журнал Министерства народного образования РСФСР. Издательство «Просвещение»,1989г.№1, с. 47.

2. Корнеева Е.Н. «Эти загадочные малыши»/-Ярославль: «Академия развития», 1999.-224с.

3. «Популярная психология для родителей»/Под ред. А.А. Бадалева.-М.: Педагогика, 2010.-256 с.

4. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

15 октября 2014 в 15:03

Прикреплённые файлы:

Документ: Роль семьи в развитии одаренного ребенка дошкольного возраста

Описание файла:

Файл называется: rol-semi-s-vrazviti-odarenogo-rebenka_1ofp6.docx

Это официальный файл организации «АНО ДО "Планета детства "Лада" детский сад № 67 "Радость" г.Тольятти», в нём содержится Роль семьи в развитии одаренного ребенка дошкольного возраста.

Размер файла: 0,02 Мегабайт. Скачать файл


Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.